Билет 20. Государственное регулирование малого предпринимательства

На примере одного из муниципальных образований Приморского края Дальневосточного федерального округа РФ рассматриваются методы регионального регулирования малого и среднего бизнеса, направленные на улучшение функционирования предпринимательской среды. Для региональных властей сфера малого и среднего бизнеса остается приоритетной и рассматривается как основной резерв, позволяющий ускорить экономический рост, повысить конкурентоспособность региона, создать рабочие места. В конечном итоге развитие малого бизнеса государству выгодно, так как ведет к созданию среднего класса, а, следовательно, благоприятствует стабильности в обществе. , , - , . , , . , , , . Очевидно, что современный этап развития российской экономики связан с децентрализацией государственной политики в отношении малого и среднего предпринимательства и активным использованием региональных инструментов регулирования бизнеса, что позволяет увеличить конкурентоспособность предприятий малого и среднего бизнеса и обеспечить их выход на международный рынок. Поддержка и направляющее воздействие государства на макро- и мезоуровнях способно реализовать интенсивные начала в характере малого предпринимательства, что, в свою очередь, обеспечит условия для создания новых рабочих мест, более эффективного использования местных ресурсов, проведения эффективной социальной политики и улучшения качества жизни российских граждан. Регулирование предпринимательства представляет собой цепь действий, направленных на предпринимательскую среду с целью количественного и качественного изменения предпринимательского сектора народного хозяйства. Предпосылками для территориального регулирования предпринимательства в том числе города, района, муниципального образования являются осознание своих специфических региональных интересов за счет предпринимательства, наличие рычагов воздействия и наличие определенного ресурсного потенциала.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Сущность, функции и место малого бизнеса в системе воспроизводства 13 Критерии предприятий, отнесенных к сфере малого предпринимательства 30 Становление и развитие малого бизнеса в России 51 РАЗДЕЛ П. В наступающем веке экономика любой страны лишь тогда сможет выйти на передовые позиции, если будет иметь развитую систему малого предпринимательства.

Малый бизнес становится экономической основой любого общества, он способствует также решению социальных задач, реализуя творческий потенциал и помогая самовыражению личности. В России в начале века малый бизнес может не только содействовать экономическому росту, но и сформировать значительный по силе и численности средний класс, обеспечив подъем жизненного уровня населения в целом.

В настоящее время система малого предпринимательства в России переживает серьезный кризис. В году произошло сокращение численности занятых в малом бизнесе с 8,6 до 8,5 млн.

Диссертация года на тему Государственное регулирование малого бизнеса в России. Автор: Буянкина, Анна Николаевна, доктор экономических .

Заказать новую работу Оглавление Введение 3 Глава 1. Роль и место малого предпринимательства в экономике РФ 5 1. Критерии малого предпринимательства 5 1. Институциональные факторы развития малого предпринимательства в РФ 7 1. Специфика поддержки малого и среднего предпринимательства в Ростовской области 11 Глава 2. Анализ эффективности реализации областной долгосрочной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области 18 2.

Оценка проблем и предпосылок к созданию программы развития МСП региона 18 2. Анализ результатов реализации программ развития малого предпринимательства 20 Глава 3.

Малое предпринимательство играет существенную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед Россией в настоящее время. В начале х годов в России наблюдался значительный рост сектора малого предпринимательства. В период гг. Нет заметных прогрессивных изменений в динамике и отраслевой структуре малого предпринимательства и в настоящий момент.

Таким образом, несмотря на усилия, предпринимаемые правительством России по развитию малого предпринимательства, становление этого сектора экономики проходит с большими трудностями. Государственное регулирование малого бизнеса рассматривается в работах Н.

Поддержка и регулирование малого предпринимательства осуществляется через стимулирование бизнес-активности общества со стороны.

Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно сказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер: Формирование благоприятной правовой среды включает в себя следующие меры: Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели: Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.

Решение социальных проблем силами самого населения. Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения НТП. В нашем государстве осуществляются меры по поддержке малого бизнеса. Первым шагом правительства страны, направленным на развитие малых предприятий и создания для них необходимых условий деятельности, явилось принятое Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма Положение об организации деятельности малого государственного предприятия г.

Государственные предприятия и исполкомы местных Советов с энтузиазмом откликнулись на этот шаг. На территории страны стали интенсивно формироваться Союзы малых предприятий и их международные центры. В этом правительственном постановлении по сравнению с Положением о малых предприятиях уже наблюдается значительный прогресс:

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики

Здравоохранение, физическая культура 21 19 90,5 19 19 14 73,7 и социальное обеспечение Наука и научное 41 26 63,4 30 ,4 29 96,7 21 72,4 обслуживание Другие отрасли 93,3 ,4 ,1 86,1 экономики Если в г. Крайне недостаточно малых предприятий в науке и научном обслуживании, а также в отраслях социальной сферы. К тому же их количество только за гг. Отраслевая структура малого предпринимательства Республики Мордовия г. Соответственно их доля в общем объеме произведенной в г.

Теоретические вопросы.Анализ малого и среднего бизнеса.Внешняя и внутренняя среда малого бизнеса (МБ).Система гос. поддержки малого и.

Каламкас Сисенгалиева, Гульнара Ижанова Караганда, Казахстан Необходимость государственной поддержки малого бизнеса признается как учеными-экономистами, так и самими предпринимателями. Объектом научных споров являются вопросы о принципах, направлениях, и приоритетах государственного регулирования малого предпринимательства, особенностях региональной системы поддержки жизнеспособности малого бизнеса. Эти вопросы требуют не только глубокой теоретической проработки, важно, чтобы результаты научного анализа воплотились в реальных программах поддержки предпринимательства на региональном уровне.

Государственное вмешательство в рыночную экономику подразделяется на прямое и косвенное вмешательство. Следовательно, поддержка малого предпринимательства, являясь составной частью процесса государственного регулирования, также может быть подразделена на прямую и косвенную. Это вариант широкого государственного регулирования деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционистской политикой его поддержки. Выделяются дотации малым предприятиям, нуждающимся в помощи, создаются специальные государственные финансовые учреждения для кредитования малых фирм, устанавливаются верхние пределы для ставки процента по кредитам, выдаваемым малым предприятиям коммерческими банками и т.

Суть поддержки — это не прямые, безвозвратные инъекции в создание мелких предприятий, а, к примеру, формирование правовой базы для эффективной деятельности частных банков, специализирующихся на кредитовании малого бизнеса. С одной стороны, прямая поддержка государства способствует становлению и развитию малых предприятий, позволяет им выжить в конкуренции с крупными предприятиями.

С другой стороны, этот вариант снижает стимулы к производительному труду, проявлению инициативы и самостоятельности, в отличие от косвенной государственной поддержки, безусловно умножающая и укрепляющая экономическую свободу малого бизнеса. Поэтому второй вариант является естественной политикой государства в условиях развитого рынка. Вместе с тем, протекционизм в отношении малого предпринимательства характерен, в той или иной степени, для всех стран развитой рыночной экономики.

Об этом можно судить, в частности, по принятому в США еще в году специальному закону о малом бизнесе:

Государственное регулирование малого бизнеса: Россия, наше время

Механизм государственного регулирования экспортной деятельности малого бизнеса в современной России Введение к работе Актуальность темы исследования. Глобализационные процессы, усилившиеся с конца х годов, привели к тому, что в в. Это стало возможным вследствие повышения мобильности производственных мощностей, снижения стоимости связи и транспорта.

Садыртдинов Р.Р. Государственное регулирование малого и среднего развития предпринимательства и малого бизнеса как сектора экономики.

Видео Суть государственного регулирования Ни одна из успешных мировых экономических систем не подразумевает того, что государство полностью пускает на самотек правоприобретательную деятельность своих субъектов хозяйствования и позволяет им работать, не определив систему управления основными бизнес-процессами. Процессы, которые не обходятся без регулирования со стороны государства: Определяя пути регуляции бизнес-процессов, в которые включены представители малого бизнеса, правительство берет на себя обязанность оказывать содействие хозяевам небольших предпринимательских инициатив, поскольку они: Решив эти проблемы небольших предприятий, государство может рассчитывать на то, что затраты на изготовление конечного продукта такими предприятиями будут минимизированы, что, в свою очередь, позволит наполнить потребительские рынки качественными товарами по приемлемой цене.

Так исторически сложилось, что снижение затрат на производство продукции — это единственный доступный российскому мелкому предпринимателю путь выхода на рынки с дешевым продуктом. Критерии хозяйствующих субъектов, подпадающих под определение представителей малого бизнеса, установлены достаточно четкие: Если по отчетности предприятия нельзя определить его годовую выручку или ее получение не является основной целью деятельности юридического лица например, некоммерческие организации , тогда для определения стоимости материальных средств, которыми владеет такое юридическое лицо, берется балансовая стоимость его основных и нематериальных активов.

В данном случае такая стоимость тоже не должна превышать млн руб. Малые предприятия могут быть как казенными государственными или муниципальными , так и полностью частными. Есть ряд ограничений по условиям организации и функционирования малых предприятий с государственным участием. Подробнее суть этих ограничений изложена в тексте ФЗ Законом определено, что, утверждая меры наибольшего благоприятствования небольшим предпринимательским начинаниям, государство ставит перед собой следующие задачи: Постановка перспективных задач подкреплена конкретными правовыми механизмами, которые прописаны в законах о малом бизнесе.

Меры по регулированию Государственное регулирование деятельности малого бизнеса, направленное на решение поставленных в ФЗ задач, осуществляется с использованием следующих механизмов:

Малый бизнес Узбекистана: государственное регулирование ради развития

Законодательство о поддержке малого и среднего предпринимательства основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов Президента Республики Беларусь и иных актов законодательства. Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся: К органам управления малым предпринимательством относятся республиканские органы государственного управления Совет Министров Республики Беларусь, Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, министерства, ведомства, комитеты и местные исполнительные и распорядительные органы.

Книга посвящена малоосвещенной в печати проблеме становления и развития малого бизнеса в ресторанно-гостиничном комплексе.

Казахский Экономический Университет им. Рыскулова, Казахстан Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики На данном этапе развития Казахстан решает широкий круг задач, связанных с повышением конкурентоспособности национальной экономики, которые связаны с реструктуризацией экономики, развитием инфраструктуры и институтов рынка. Без развития малого и среднего предпринимательства сложно говорить о стабильности макроэкономической ситуации государства, поскольку только синхронность взаимодействия всех структур экономики, а именно взаимодействие на рыночной арене крупных, средних и малых предприятий, может способствовать эффективности всего хозяйственного механизма.

Поэтому, говоря о государственном регулировании малого и среднего бизнеса, прежде всего, необходимо говорить о комплексе мер, которые государство принимает для поддержки этого сектора экономики. Конечно, если провести хронологию принятия всех законодательных документов и программ по поддержке МСБ, можно отметить, что Правительство заинтересовано в реализации принятых в этой области направлений. Казахстанский бизнес — это тот сектор экономики, который в буквальном смысле порожден реформами.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО бизнеса В КАЗАХСТАНЕ

Государственное регулирование малого бизнеса: В период последнего правления консерваторов были созданы максимально благоприятные условия для оживления частного предпринимательства. Не последнюю роль в развитии малого бизнеса сыграло стремление консерваторов представить Великобританию"нацией собственников", обеспечив себе таким образом массовую поддержку избирателей.

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в условиях рыночной экономики. На данном этапе развития Казахстан решает широкий .

Так, анализируя воздействие государства на малый бизнес в США, отечественные исследователи подчеркивают, что для регулирования его развития применялись механизмы, соответствующие задачам развития экономики. На первом этапе в середине ХХ в. На следующем этапе, с конца ХХ в. Механизмами государственного регулирования МСП США являются также государственные гарантии по кредитам, заключение государственных контрактов и субконтрактов, резервирование прав на приобретение ресурсов из федеральной собственности, оказание широкого спектра услуг, технической, организационной, управленческой помощи.

Начиная с х годов ХХ века на передний план выдвинулась задача стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов. Эта проблема в США решалась на комплексной основе: Государственная стратегия регулирования малого предпринимательства в Японии формировалась с середины ХХ века. В году был принят Основной закон о МСП, согласно которому государство обязано обеспечивать равные условия для развития МСП в конкурентной среде. Основные направления регулирования МСП, предусмотренные этим законом включают:

Государственное финансовое регулирование малого и среднего бизнеса

Основой формирования должны были стать принципы и подходы, соответствующие новым условиям хозяйствования: Приведенные выше принципы заложены в основу организационной системы государственного регулирования малого предпринимательства и в период становления свободного предпринимательства обеспечивают выполнение следующих основных функций системы: Учитывая условия, в которых функционирует и развивается малое предпринимательство в Республике Беларусь, необходимы умеренно радикальные преобразования, обеспечивающие встраивание новых рыночных структур и отмирание административных форм и методов управления.

Сложившаяся на сегодняшний день в республике организационная система регулирования малого предпринимательства включает в себя функциональные и институциональные составляющие, к которым относятся:

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства: Учебное пособие Малый бизнес выступает в роли скальпеля, срезающего .

В статье рассматриваются проблемы и потенциал государственной экономической политики в сфере малого и среднего предпринимательства на региональном уровне, которая детерминируется локальной спецификой малого и среднего предпринимательства, в силу чего эффективное осуществление мер его поддержки возможно при условии существенной децентрализации государственной политики в этой области. На примере Ростовской области оценивается государственная поддержка развития этого сектора, используются данные региональных и авторских исследований.

. Формирование благоприятной деловой рыночной инфраструктуры региона, в том числе его инвестиционной привлекательности, и стимулирование развития институциональной составляющей становятся определяющими факторами высокой динамики экономического развития региона, повышения его конкурентоспособности. Важным фактором развития конкуренции как необходимой предпосылки эффективного функционирования рыночного хозяйственного порядка является численность экономических субъектов, в том числе малых и средних предприятий.

Малое предпринимательство при этом стало той нишей, которая позволила регионам, в особенности трудоизбыточным, реализовать свой потенциал в предпринимательстве как экономической деятельности, что обеспечивается формированием эффективной системы мер деятельности органов власти различного уровня, стимулирующих развитие малого предпринимательства как важнейшего фактора конкурентоспособности региона.

Урок 11. Некоторые аспекты правового регулирования деятельности субъектов малого бизнеса